Недавно подобного рода бестактность совершила Е.П.Глинка, посмевшая поблагодарить замзавадминистрации Путина за оказанную ей помощь. Прогрессивная общественность, и без того не слишком благосклонно воспринявшая донецкий рейд Доктора Лизы, зашлась в праведном негодовании, перешедшем в устах особо эмоциональных блоггеров в скверноматерную брань. Это, впрочем, предсказуемо и неинтересно. Любопытнее реакция людей, заботящихся о сохранении благопристойного реноме.
Вчера в блоге Г.Ш.Чхартишвили (
И тут же - повинуясь, видимо, стихийно возникшей ассоциации, мастер исторического анекдота рассказывает назидательную новеллу об ";уникальной личности - самоотверженной, абсолютно бескорыстной, с незаурядным организаторским талантом и исполинским размахом" - игуменье Митрофинии (в миру Прасковья Григорьевна Розен, 1825-1899), осуждённой в 1874 году судом присяжных за финансовые махинации гигантского масштаба, доход от которых должен был пойти на нужды благотворительности и устроения монашеской жизни. По мысли автора, история игуменьи иллюстрирует его тезис: "На прекрасном благотворительном поле зарыта одна мина, на которой иногда подрываются люди, по праву заслужившие всеобщее уважение и даже славу. Некоторые из этих праведников начинают думать, что служение Хорошему Делу позволяет им не держаться общепринятых этических норм, ибо ведь не корысти ради - и вообще: кто вы все такие, чтобы меня осуждать, когда я сделал и делаю столько хорошего?"
Скажу сразу - сам по себе тезис, на мой взгляд, вполне справедлив. Более того, мне и самому приходили на ум подобные мысли - в связи со сравнительно недавним публичным демаршем одной известной филантропки, встретившим, впрочем, более чем благосклонную реакцию единомышленников Акунина (повод тому благоприятствовал). Но в данном случае дело не в абстрактных принципах: налицо пример банальной манипуляции. Аналогия между злополучной игуменьей и Доктором Лизой - столь же убедительна, как и аналогия между вменёнными первой поддельными векселями и открытым обращением к законным властям собственного государства за помощью в эвакуации детей и инвалидов из зоны боёв, вменяемыми второй. Но благосклонный читатель, "слышавший звон", усвоит лишь мораль басни и спонтанную ассоциацию по модели "то ли он украл шинель, то ли у него украли".
Елизавете Петровне, думаю, ото всего этого мало вреда: в отличие от популярных в прошлом гитаристов, она не нуждается в рукоплесканиях для поддержания душевного равновесия и к Президенту за защитой от травли обращаться не станет. Меня вот только интересует - техника индоктринации, диффамационной кампании или, напротив, раздувания имени на пустом месте - Акунин & Co. всему этому где-то учились или такими и родились?
UPD. Между тем, в "Снобе" появилось интервью Елизаветы Петровны - в основном о вывозе детей из-под обстрелов, но, между прочим, и по поводу развязанной против неё кампании. Цитировать не буду - как справедливо заметила